Обнаружена вымершая трехметровая черепаха с рогатым панцирем. Она весила больше тонны

Тропический регион Южной Америки является одной из самых горячих точек в мире, когда речь идет о биоразнообразии. Вымершая фауна региона уникальна, о чем свидетельствуют окаменелости гигантских грызунов и рептилий, в том числе крокодилов, аллигаторов, кайманов и гавиалов, которые населяли то, что сегодня является пустынным районом Венесуэлы. Пять-десять миллионов лет назад это был влажный болотистый регион, изобилующий жизнью. Одним из его обитателей был Stupendemys geographicus, вид черепахи, впервые описанный в середине 1970-х годов.

Теперь исследователи из Цюрихского университета (Швейцария) и их коллеги из Колумбии, Венесуэлы и Бразилии сообщают в журнале Science Advances об исключительных образцах вымершей черепахи, недавно обнаруженных в новых местах по всей Венесуэле и Колумбии.

«Панцирь некоторых особей Stupendemys достигал почти трех метров, что делает его одной из самых больших, если не самой большой черепахой из когда-либо существовавших», – говорит руководитель исследования Марсело Санчес, директор Палеонтологического института и музея Цюрихского университета. Палеонтологи оценили массу древней черепахи в 1145 килограмм, что почти в сто раз больше, чем у ее ближайшего родственника – большеголовой бокошейной амазонской черепахи.

Художественная реконструкция гигантской черепахи Stupendemys geographicus: самец (спереди) и самка (слева), плавающие в пресной воде. Credit: Jaime Chirinos

Также удивительной особенностью находки стало своеобразное половое различие: рогатый панцирь.

«Два типа панцерей указывают на то, что существовали два пола Stupendemys – самцы с рогами на панцирях и самки без них», – сообщил Марсело Санчес. По словам палеобиолога, это первый случай, когда о половом диморфизме в форме рогатых панцирей сообщалось для любой из бокошейных черепах, одной из двух основных групп черепах во всем мире.

Несмотря на свои огромные размеры, черепаха имела естественных врагов. Во многих районах ее встречаемость совпадает с Пурусзавром, крупнейшим кайманом. Скорее всего, этот хищник мог охотиться и на гигантскую черепаху, о чем свидетельствуют следы укусов на ископаемых панцирях.

Палеонтолог Родольфо Санчес и панцирь самца гигантской черепахи Stupendemys geographicus из Венесуэлы, обнаруженный в месторождениях возрастом 8 миллионов лет. Credit: Edwin Cadena

Поскольку ученые также обнаружили челюсти и другие части скелета Stupendemys, они смогли полностью пересмотреть эволюционное место этого вида в древе жизни черепах.

«На основании исследований анатомии черепах мы теперь знаем, что некоторые их современные представители из бассейна Амазонки являются ближайшими родственниками Stupendemys», – заключил Марсело Санчес.

Кроме того, описываемая находка наряду с исследованием ранее обнаруженных окаменелостей из Бразилии, Колумбии и Венесуэлы указывает на гораздо более широкое географическое распространение Stupendemys geographicus, чем предполагалось ранее: животное обитало по всей северной части Южной Америки.